Вопросы интерпретации и адаптации исторических памятников в музейной экспозиции.

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ:МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Сапанжа О.С.

ФЕНОМЕН МАЛОГО МУЗЕЯ И МИКРО-МУЗЕЯВ СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Сапанжа, Ольга Сергеевна—доктор культурологии, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург,sapanzha@mail.ru

В центре внимания статьи—проблемы введения в научный оборот музеологии категорий «малый музей» и «микро-музей». Интерес к этим дефинициям определяется ситуацией развития современного музейного пространства, связанного с количественнымростом музеев этого типа и их активным включением в коммуникационные процессы(взаимодействия с посетителем, партнерских межмузейных проектов и т.д.). В статьекратко анализируется история малых музеев в XIX–XXI вв. и микромузеев во второйполовине ХХ—начале XXI вв., выделяются основные типы малых музеев: художественные (их число невелико), мемориальные музеи (музеи-квартиры, музеи-дачи, монографические музеи), музеи одного класса предметов, музеи истории повседневной культуры, музеи быта. На основании анализа существующих определений, предлагаютсяопределения малого музея и микромузея. Малый музей определяется в статье как музей (реже—учреждение музейного типа), который реализует все направления музейнойдеятельности (собирательская, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная, образовательная) в условиях ограниченных ресурсов (финансовых, человеческих, административных), а микро-музей реализует те же направления в условиях сверх-ограниченныхресурсов.
Ключевые слова: музеология, музей, малый музей, микро-музей, музейное пространство, культурное пространство.