Музей народных музыкальных инструментов имени Ыхласа
Один из уникальных музеев музыкальных инструментов – Музей народных музыкальных инструментов имени Ыхласа в Алматы был открыт в 1981 году, а в 1990 году музею присвоили имя Ыхласа Дукенулы.
В музее функционируют 9 залов, представляющих национальные музыкальные инструменты казахского народа, а также культуры более 50-ти стран мира.
Для обеспечения посетителей музея полной информацией о каждом экспонате музей оснащен 2-мя информационными киосками и проекторами для видеоконтента. В киосках предоставлены данные о каждом экспонате, через видеоконтент демонстрируется озвучивание и музыкальные произведения, исполняемые на определённом инструменте.
Также, все залы музея оснащены специальными приспособлениями для обеспечения фоновой музыкой. В результате чего, в Вводном зале, в Зале Духовых и ударных музыкальных инструментов, Мемориальных музыкальных инструментов и Кобыза в качестве фоновой музыки играют народные произведения, исполняемые на домбре, кобызе и сыбызгы, в Залах музыкальных инструментов народов мира играют композиции, исполняемые на инструментах тех или иных народов, а концертном зале на 120 мест регулярно проводятся вечера традиционной музыки.
Вводный зал
Известный композитор, академик Ахмет Жубанов говорил: «В струнах народных инструментов скрыта многовековая мудрость предков».
Множество видов казахских музыкальных инструментов встречаются в народной поэзии, заметках историков и этнографов. На основе этих материалов музыковед, собиратель (коллекционер) казахских национальных музыкальных инструментов и исполнитель на них, педагог, кандидат искусствоведческих наук Болат Сарыбаев классифицировал музыкальные инструменты казахского народа, они делятся на следующие категории (здесь музыкальные инструменты представлены по его классификации):
- Шумовые музыкальные инструменты;
- Ударные музыкальные инструменты;
- Струнные музыкальные инструменты;
- Духовые музыкальные инструменты;
- Язычковые музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты в фонде музея расположены в соответствии с классификацией в отдельных залах. Полную информацию – технику изготовления, методы игры и цели использования Вы узнаете в следующих залах.
Следующая часть вводного зала – музыкальная археология. Здесь представлены виды и копии музыкальных инструментов, найденных в археологических раскопках.
Предметы музыкальной археологии – наглядное доказательство изображения истории, культуры, традиций и обычаев нашего народа. Заметки о средневековых наследиях, найденных на просторах казахской степи, можно найти в трудах академика А.Х. Маргулана, исследователя-путешественника А.Г. Медоева, писателя-ученого А. Сейдимбека, археологов К. Акишева и З. Самашева и др.
Оснащение:
Зал духовых и ударно-шумовых инструментов
Мы можем заметить, что инструменты в многовековой истории кочевого народа, обитавшего на лоне природы, берут свое начало через подражание на природные явления. Шелест камыша, дремучий лес, вой вьюги, щебетание птиц, журчание воды, горное эхо и множество других звучаний природы собрали в себе банальные и примитивные звуковые инструменты, сделанные руками человека. После они стали применяться в разных сферах быта.
Обильную группу инструментов, образованных от бытовых нужд народа, составляют духовые инструменты. Духовые музыкальные инструменты отличаются двумя важными отличиями. Первое – природное происхождение, второе – неприхотливость к материалу. В отличии от некоторых инструментов, их изготавливают из простого камыша, тростника, дерева, латуни, глины, пластмассы, рога, кости, мочевого пузыря животного, верблюжьего пищевода, кожи и др.
У древних видов духовых инструментов не было звуковых отверстий, поэтому они служили только для подачи сигнала. После появления на трубке звуковых отверстий игра на духовых инструментах технически заметно осложнилась. Если до этого одну мелодию исполняли на нескольких тростниках, теперь эту же мелодию можно сыграть и на одной.
Оснащение:
Зал мемориальных музыкальных инструментов
Домбра – любимый всем народом, широко распространённый и с богатой историей инструмент. В истории нации домбра делила все горести и печали, счастье пополам с народом, был утешением в трудные времена. Домбра – самый древний вид струнных инструментов.
В мемориальном зале представлены подлинные инструменты певцов-исполнителей и кюйши-композиторов ХІХ-ХХ вв., творчество которых именуется «Золотым веком» в истории казахской музыки.
Оснащение:
Зал кобыза
КОБЫЗ – древний струнно-смычковый музыкальный инструмент казахского народа. Делают инструмент из цельного куска берёзы, можжевельника. Состоит из трёх частей: головка, шейка и корпус. На нижнюю часть натягивают кожаную мембрану и вставляют подставку. Струны из конских волос. Инструмент обладает обширными возможностями, звучание многогранное, прекрасно передает звуки природы.
Издавна существует мнение, что кобыз является главным атрибутом шаманизма. А. Затаевич пишет, что по причине такого недопонимания кобыз считался пережитком прошлого, не смог идти в ногу со временем и чуть не исчез. Поэтому вначале ХХ в. произведения для кобыза не сочинялись и постепенно инструмент забывался. Последним мастером классической музыки кобыза является Ыхлас Дукенулы.
Оснащение:
Зал музыкальных инструментов тюркоязычных народов
Музыка тюркоязычного мира – явление уникальное, имеющее давнюю историю и богатые традиции. Здесь создано немало выдающихся шедевров, обладающих непреходящей ценностью. Достаточно вспомнить инструментальные композиции для башкирского курая, мукамы для туркменского дутара или кюи для киргизского комуза. Сколько поэзии содержится в песнях киргизских акынов, азербайджанских ашугов и ханенде. Незабываемое впечатление оставляют эпические напевы каракалпакских жырау и туркменских бахши, звучащих в особой горловой манере с использованием инструментального сопровождения.
Оснащение:
Зал музыкальных инструментов народов Азии и Африки
Далекая Азия всегда манила загадочностью и утонченным изяществом. Азиатские композиторы славятся пленительной текучестью музыкальных линий, слегка терпким колоритом и художественным мышлением, устремленным к лаконичным формам выражения. В их произведениях нередко прослеживается нарочитый синтез восточной и западной музыкальной мысли.
Африканская музыка — это традиция, которую играют в основном на собраниях по особым случаям. Традиционная музыка Африки , учитывая обширность континента, исторически древняя, богатая и разнообразная, с различными регионами и странами в Африке , имеющее множество различных музыкальных традиций. Музыка в Африке очень важна, когда дело касается религии. Песни и музыка используются в ритуалах и религиозных церемониях, чтобы передавать истории из поколения в поколение, а также петь и танцевать под них.
Оснащение:
Зал музыкальных инструментов народов Азии
Азиатская музыка охватывает многочисленные музыкальные стили, происходящие из многих азиатских стран.Жители этих стран пронесли сквозь века свою музыкальную культуру. Богатое и своеобразное наследие народов Азии много веков развивалось как искусство, передаваемое из «уст в уста» поколениями народных музыкантов, певцов, сказителей. При этом мелодии несколько видоизменялись, варьировались, сохраняя вместе с тем свою основу.
Оснащение:
Зал музыкальных инструментов народов Европы
Свои характерные черты европейская музыкальная культура обрела в средние века. Тогда профессиональные музыкальные традиции формировались и в рамках христианской церкви, и в замках аристократов, и в рыцарской среде, и в практике городских музыкантов. Долгие века традиции эти были одноголосны, и только в период зрелого Средневековья появилось многоголосие и музыкальная письменность, достигли совершенства европейские музыкальные инструменты.
Оснащение:
Посетите виртуальный тур по всем экспозициям наших музеев
Структура музея
Джанибек Баурджан Узбекалиевич
Руководитель музея
- 8 (727) 248-38-30
- imeniykhlasa@mail.ru
Қожахан Жансая Нурханқызы
Руководитель научного отдела
- 8 (727) 248-40-71
- imeniykhlasa@mail.ru
Кеңесбек Балжан Маратқызы
Научный сотрудник
- 8 (727) 248-40-71
- imeniykhlasa@mail.ru
Советхан Раушан Айболқызы
Научный сотрудник
- 8 (727) 248-40-71
- imeniykhlasa@mail.ru
Айдарханова Еленара Ериковна
Хранитель фондов
- 8 (727) 291-75-17
- imeniykhlasa@mail.ru
Посетителям
Режим работы:
Вторник - Воскресенье: с 10:00 до 19:00
Понедельник: Cанитарный день
Прейскурант:
Взрослые – 1000 тг
Иностранцы - 1500 тг
Студенты – 500 тг
Школьники – бесплатно
Пенсионеры – 300 тг
Экскурсия – 2000 тг, на иностранном (английском) языке - 3000 тг
Контакты:
+ 7 (727) 291-69-17
+ 7 (727) 248-40-71
Электронная почта:
imeniykhlasa@mail.ru
Покупка билетов онлайн
Посетить все музей вы сможете приобретя билеты
на сайте ticketon.kz